ФАРМАЦИЯ

 

 
 
 

 


 

 



   


 

назад

АССОРТИМЕНТ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО

ФОРМИРОВАНИЕ

1.1 Классификация и свойства ассортимента

Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Практически все экономисты трактуют ассортимент именно так [1,6,7,9].

Ассортимент медицинских товаров подразделяют по местонахождению и широте охвата товаров, характеру удовлетворения потребностей, способу формирования.

Производственный ассортимент - номенклатура товаров, выпускаемых предприятиями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент. Это позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент, улучшать их качество.

Выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента) [2,3].

Совокупностью товаров называют класс, группу, вид и разновидность товаров.

Класс товаров – совокупность товаров имеющих функциональное аналогичное назначение (например, фармацевтические, медицинские и сопутствующего ассортимента).

Группа товаров – товар обладает сходным составом потребительских свойств (перевязочные средства, оптика, предметы ухода).

Вид товара – совокупность товаров определённой группы, объединённых общим названием и назначением.

Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и не скоропортящиеся.

По широте охвата товаров различают простой, сложный, групповой, развёрнутый, сопутствующий и смешанные виды ассортимента.

Простой ассортимент – представлен видами товаров, классифицируемых не более чем по трём признакам.

Сложный – набор товаров, классифицируемых более чем по трём признакам, он объединяет товары из нескольких ассортиментных классов и групп.

Групповой ассортимент – ассортимент товаров, объединённых по общим признаком в определённые совокупности товаров.

Сопутствующий ассортимент – товары, выполняющие вспомогательные функции и не относящиеся к основным для фармацевтической организации.

Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения [3,6].

По способу формирования ассортимент подразделяют на обязательный и свободный.

Обязательный – его заказывают изготовителям органы государственного управления или общественные организации в целях упорядочения деятельности фармацевтических предприятий, а также для обеспечения социальных гарантий населению.

Свободный – предприятие формирует самостоятельно, исходя из целей хозяйствования, специализации, конъюнктуры рынка, финансовых возможностей и других факторов.

Необходимо периодически проводить анализ ассортимента с целью определения рациональности и устойчивости его в конкретных условиях рынка.

Классификация фармацевтических товаров отличается высокой специфичностью и должна отвечать следующим требованиям:

·                гарантировать полноту охвата всех видов фармацевтической продукции;

·                обеспечивать гибкость построения и возможность ввода новых наименований товаров, не нарушая общей системы классификации

·                учитывать потенциальные изменения в их номенклатуре и ассортименте

·                способствовать всестороннему изучению потребительских свойств товаров

·                содействовать улучшению торговой деятельности на всём пути товародвижения

·                служить основой для кодирования товаров  и образованию краткого шифра товара [42].

Число разнообразных других классификаций лекарственных средств (ЛС) самостоятельных и в составе других классификационных систем – довольно велико, поэтому нуждается в «классификации классификаций».

Рис.1 Существующие классификации ЛС и лекарственных препаратов

Многоотраслевые классификации, включающие в себя ЛС в качестве одного из объектов, обычно создаются с целью, не имеющей прямого отношения к целям фармации или медицины, однако в определённой мере в них учитывают подходы к систематизации ЛС, существующие в этих двух областях здравоохранения. Поскольку маркетинговые исследования могут проводиться на любой из стадий существования ЛС и для любой из форм его существования, важно знать, как ЛС представлены в этих классификациях.

В фармацевтическом маркетинге классификация ЛС даёт возможность на основании анализа потребительских свойств:

·                определить медицинский профиль ЛС, выводимого на рынок

·                позиционировать его как новый продукт в существующей группе ЛС

·                выявить конкурентные преимущества данного продукта

·                разработать для него эффективную стратегию продвижения

Под типом ЛС понимается группа медикаментов с устойчивым сочетанием определённых товарных свойств, главное из которых служит термином – наименованием данной группы. Несмотря на то, что границы между типами ЛС достаточно чёткие и определяются однозначно, отнесение его к тому или иному типу не бывает постоянным. Например, процесс перевода ЛС из типа рецептурных в тип безрецептурных.

Таблица 1

Основные типы лекарственных средств

№ п/п

Типологический признак

Типы ЛС

Примечание

1

2

3

4

1

Система медицины

Классические

Гомеопатические

При анализе рынка обычно принимается во внимание только тип «гомеопатические ЛС»

2

Предназначение

Лечебные

Профилактические

Диагностические

Типология очевидная, но при анализе рынка ЛС практически не используется

3

Характер производства

Готовые

Экстемпоральные

Внутриаптечная заготовка

-

4

Первичность производства

Оригинальные

Воспроизводимые

При анализе рынка необходимо определить типологический признак во избежание терминологической путаницы

5

Правовая защита

Патентованные

Непатентованные

При анализе рынка необходимо определить типологический признак во избежание терминологической путаницы

6

Новизна

Новые

Известные

При анализе рынка обычно принимается во внимание только тип «новые ЛС»

7

Качество

Стандартные

Бракованные

При анализе рынка обычно принимается во внимание только тип «бракованные»

8

Подлинность

Подлинные

Фальшивые

При анализе рынка обычно принимается во внимание только тип «фальшивые»

9

Вид отпуска

Рецептурные

Безрецептурные

-

Свойства ассортимента – специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании.

Широта ассортимента количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

Действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных аптеках [5,18].

Полнота ассортимента – характеризует число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. Базовую полноту определяют или по нормативным документам, или как максимальное количество товаров группы на рынке.

Глубина ассортимента – характеризуется наличием разновидностей одного вида товара (или вариантов отдельных товаров).

Степень использования ассортимента – показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации, за определённый период времени.

Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счёт новых препаратов.

Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Их рассчитывают как отношение количества отдельных товаров, входящих в ассортимент. Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, может существенно отличаться от структуры того же ассортимента в денежном выражении.

Устойчивость – определяют степенью изменения показателей широты, полноты, глубины и структуры за исследуемые периоды времени.

Гармоничность – степень близости между товарами различных ассортиментных групп с учётом их практического применения, требований к организациям производства, каналов распределения или иных показателей. Она обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер [5,6].

 


назад 

Сайт управляется системой uCoz