|
назад АССОРТИМЕНТ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ 1.1 Классификация и свойства ассортимента Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Практически все экономисты трактуют ассортимент именно так [1,6,7,9]. Ассортимент медицинских товаров подразделяют по местонахождению и широте охвата товаров, характеру удовлетворения потребностей, способу формирования. Производственный ассортимент - номенклатура товаров, выпускаемых предприятиями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент. Это позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент, улучшать их качество. Выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента) [2,3]. Совокупностью товаров называют класс, группу, вид и разновидность товаров. Класс товаров – совокупность товаров имеющих функциональное аналогичное назначение (например, фармацевтические, медицинские и сопутствующего ассортимента). Группа товаров – товар обладает сходным составом потребительских свойств (перевязочные средства, оптика, предметы ухода). Вид товара – совокупность товаров определённой группы, объединённых общим названием и назначением. Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и не скоропортящиеся. По широте охвата товаров различают простой, сложный, групповой, развёрнутый, сопутствующий и смешанные виды ассортимента. Простой ассортимент – представлен видами товаров, классифицируемых не более чем по трём признакам. Сложный – набор товаров, классифицируемых более чем по трём признакам, он объединяет товары из нескольких ассортиментных классов и групп. Групповой ассортимент – ассортимент товаров, объединённых по общим признаком в определённые совокупности товаров. Сопутствующий ассортимент – товары, выполняющие вспомогательные функции и не относящиеся к основным для фармацевтической организации. Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения [3,6]. По способу формирования ассортимент подразделяют на обязательный и свободный. Обязательный – его заказывают изготовителям органы государственного управления или общественные организации в целях упорядочения деятельности фармацевтических предприятий, а также для обеспечения социальных гарантий населению. Свободный – предприятие формирует самостоятельно, исходя из целей хозяйствования, специализации, конъюнктуры рынка, финансовых возможностей и других факторов. Необходимо периодически проводить анализ ассортимента с целью определения рациональности и устойчивости его в конкретных условиях рынка. Классификация фармацевтических товаров отличается высокой специфичностью и должна отвечать следующим требованиям: · гарантировать полноту охвата всех видов фармацевтической продукции; · обеспечивать гибкость построения и возможность ввода новых наименований товаров, не нарушая общей системы классификации · учитывать потенциальные изменения в их номенклатуре и ассортименте · способствовать всестороннему изучению потребительских свойств товаров · содействовать улучшению торговой деятельности на всём пути товародвижения · служить основой для кодирования товаров и образованию краткого шифра товара [42]. Число разнообразных других классификаций лекарственных средств (ЛС) самостоятельных и в составе других классификационных систем – довольно велико, поэтому нуждается в «классификации классификаций».
Рис.1 Существующие классификации ЛС и лекарственных препаратов Многоотраслевые классификации, включающие в себя ЛС в качестве одного из объектов, обычно создаются с целью, не имеющей прямого отношения к целям фармации или медицины, однако в определённой мере в них учитывают подходы к систематизации ЛС, существующие в этих двух областях здравоохранения. Поскольку маркетинговые исследования могут проводиться на любой из стадий существования ЛС и для любой из форм его существования, важно знать, как ЛС представлены в этих классификациях. В фармацевтическом маркетинге классификация ЛС даёт возможность на основании анализа потребительских свойств: · определить медицинский профиль ЛС, выводимого на рынок · позиционировать его как новый продукт в существующей группе ЛС · выявить конкурентные преимущества данного продукта · разработать для него эффективную стратегию продвижения Под типом ЛС понимается группа медикаментов с устойчивым сочетанием определённых товарных свойств, главное из которых служит термином – наименованием данной группы. Несмотря на то, что границы между типами ЛС достаточно чёткие и определяются однозначно, отнесение его к тому или иному типу не бывает постоянным. Например, процесс перевода ЛС из типа рецептурных в тип безрецептурных. Таблица 1 Основные типы лекарственных средств
Свойства ассортимента – специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании. Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты. Действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных аптеках [5,18]. Полнота ассортимента – характеризует число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. Базовую полноту определяют или по нормативным документам, или как максимальное количество товаров группы на рынке. Глубина ассортимента – характеризуется наличием разновидностей одного вида товара (или вариантов отдельных товаров). Степень использования ассортимента – показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации, за определённый период времени. Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счёт новых препаратов. Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Их рассчитывают как отношение количества отдельных товаров, входящих в ассортимент. Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, может существенно отличаться от структуры того же ассортимента в денежном выражении. Устойчивость – определяют степенью изменения показателей широты, полноты, глубины и структуры за исследуемые периоды времени. Гармоничность – степень близости между товарами различных ассортиментных групп с учётом их практического применения, требований к организациям производства, каналов распределения или иных показателей. Она обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер [5,6].
|